Первое – не рассматривайте
возникшие школьные трудности
как личную трагедию, не отчаивайтесь
и, главное, старайтесь не показать
своего огорчения и недовольства.
Помните: ваша главная задача – помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).
Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи.
Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, – это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
Четвертое – забудьте сакраментальную фразу: “Что ты сегодня получил?”
Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
Пятое– не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.
Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.
При совместной работе будьте терпеливы. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: “Нет никаких сил… все нервы вымотал…”. Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват – ребёнок. Себя все родители жалеют, вот ребенка – очень редко… Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы!
Не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него.
Не смотрите “даже одним глазком” телевизор,
не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы
позвонить по телефону или сбегать на кухню.
Решите, с кем из взрослых ребенку
лучше делать уроки. Мамы обычно
более мягки – но у них часто не хватает
терпения, да и эмоции бьют через край…
Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь
избегать таких ситуаций, когда один из
взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и
” на расправу” другого.
Седьмое – не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
Восьмое – работайте только на “положительном подкреплении”.
При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: “Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов”. Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…
Девятое – очень важное! – детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.
Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время – вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть… Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно, в каникулы.
Десятое, и последнее – своевременность и
правильность принятых мер значительно
повышает шансы на успех.
Поэтому, если у вас есть возможность,
обязательно проконсультируйте ребенка у
специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов).
И выполняйте все рекомендации.