Программа развития ЦВР

«Утверждено»

решением педагогического

совета МБОУ ДОД «ЦВР»

(протокол № 2 от 26.01.2011г.

директор «ЦВР» ___________

(И.В.Упоройская)

«____» ____________2011г.

Управление образования и молодежной политики

Администрации Балахнинского муниципального района

«Мир – это МЫ»

Программа развития

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» г. Балахны

на 2011 -2016 гг.

балахна

2011

Содержание

Аннотация программы развития.

РАЗДЕЛ I. предпосылки и ограничения развития учреждения.

РАЗДЕЛ II. Характеристика достижений мБоу дод «цвр» – как основа программирования его развития .

2.1. Информационная справка об учреждении.

2.2. Предпосылки и ограничения развития учреждения.

РАЗДЕЛ III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ мБоу дод «цвр»

3.1. Нормативные основания концепции развития.

3.2. Философия МБОУ ДОД «ЦВР» как основание для разработки концепции

развития.

3.3. Основные понятия концепции развития.

РАЗДЕЛ IV. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ мБоу дод «цвр»

4.1. Этапы реализации программы развития.

4.2. Механизмы развития учреждений.

4.3. Мониторинг реализации программы развития: критерии.

аннотация программы развития

Программа «Мир – это МЫ» является логическим продолжением Программы «В унисон», реализованной педагогическим коллективом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Балахны (далее «ЦВР»). Название новой программы отражает ситуацию, в которой любой субъект образовательного процесса может принять участие в её реализации и найти свое место в претворении идей этого документа в жизнь.

«Я – индивидуальность» – это позиция любого ребенка, которую декларировала предыдущая программа учреждения «В унисон». Деятельность всех участников образовательного процесса на новом этапе позволит объединиться в позитивное «МЫ».

Программа развития мБОУ ДОД «ЦВР»на 2011 – 2016 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.

В процессе реализации Программы предполагается реализация модели: «Центр дополнительного образования, воспитательной и организационно-методической работы», которая учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса дополнительного образования детей объединенных в приоритетах, соответствующих современной идеологии образования.

В разработке программы использованы следующие нормативно – правовые документы: Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Устав образовательного учреждения МБОУ ДОД «ЦВР», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.97 № 212, от 08.08.2003 № 470, от 01.02.2005 № 49, от 07.12.2006 № 752), те, которые обеспечивают личностное развитие, содействуют укреплению здоровья, создают условия для профессионального самоопределения и творческого труда детей, помогают адаптации их к жизни в обществе; организовывают содержательный досуг; способствуют удовлетворению потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом.

Разработчиками программы развития являются администрация МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» во главе с директором И.В. Упоройской, при научном руководстве специалистов кафедры теории и практики воспитания Нижегородского института развития образования.

Раздел I. предпосылки и ограничения развития учреждения

В качестве исходных рассматривались концепции и идеи внешкольного воспитания, дополнительного образования детей, нашедших свое отражение в работах А.К. Бруднова, Б.В. Куприянова, А.В. Мудрика. Большое влияние на формулировку основных идей и подходов программы оказала концепция социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей Б.В. Куприянова, А.В. Мудрика.

Опираясь на работы вышеназванных авторов, мы полагаем, что деятельность учреждения дополнительного образования детей:

– должна содействовать развитию обучающихся, в индивидуально приемлемом направлении и темпе, обретению индивидуальности через самоопределение и проектирование собственной жизни в профессиональной и (или) досуговой сферах;

– должна строиться в логике от мотива включения в жизнедеятельность детского объединения через включение в процесс освоения деятельности к включению в социально-профессиональную или культурно-досуговую общность;

– быть вариативной и представлять собой реализацию форм «детское объединение», «студия», «клуб» (Б.В. Куприянов).

Раздел II. Характеристика достижений мБоу дод «цвр»

– как основа программирования его развития

2.1. Информационная справка об учреждении.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» своими территориальными площадками (структурными отделениями) базируется в разных частях города Балахны. Учреждение имеет давнюю историю – более тридцати пяти лет. МБОУ ДОД «ЦВР» является учреждением дополнительного образования, которое возникло на основе реорганизации городского Дома пионеров в 1995 году. За эти годы накоплен большой опыт организации внешкольного дополнительного образования и воспитания в районе.

На сегодняшний день в «ЦВР» сложилась организационная структура, включающая четыре структурных отделения: отдел художественно-сценического творчества, отдел декоративно-прикладного и технического творчества, отдел социально значимой деятельности и отдел работы по месту жительства.

Непосредственное руководство осуществляет администрация в лице директора и трех его заместителей. Важную роль в решении ключевых вопросов деятельности «ЦВР» играют такие органы самоуправления как общее собрание, методический совет, совет Центра, педагогический совет.

Основная масса детей – дети среднего школьного возраста, оставшаяся часть примерно поровну состоит из детей старшего дошкольного возраста и старшеклассников. Родительский заказ весьма дифференцирован (от полного отсутствия до требований высокого качества дополнительного образования).

Проблемной категории обучающихся не выявлено. За последние годы численность обучающихся удерживается в одних рамках (за учебный год «ЦВР» посещает около 800 человек).

В «ЦВР» работает квалифицированный и стабильный педагогический коллектив, обеспечивающий деятельность детей в 5 направленностях:

Художественно-эстетическая
Военно-патриотическая
Спортивно-техническая
Физкультурно-спортивная
Социально-педагогическая

Учреждение обладает хорошими традициями в дополнительном образовании детей и воспитательной работы со школьниками района.

Открыты и успешно функционируют детские объединения, на базе которых реализуются дополнительные образовательные программы за счет средств учреждения.

На основании изучения результатов образовательной деятельности «ЦВР» и общественного мнения (родителей, детей и социальных партнеров) о качестве предоставляемых бюджетных услуг, следует отметить, что учреждение осуществляет образовательную деятельность в районе на основании закона РФ “Об образовании” и комплекса образовательных программ, реализуемых в соответствии с заявленными в Уставе целям и задачам деятельности учреждения.

Выполняя государственный заказ на дополнительное образование, «ЦВР» расширяет сферы своей деятельности и формы предоставления дополнительных образовательных услуг.

«ЦВР» является организатором и куратором массовых районных мероприятий в рамках реализации областного Мега-проекта “Мое Отечество”, областных программ «Дети. Творчество. Родина», «Выбери жизнь» и районной “Программы развития воспитания в системе образования Балахнинского муниципального района”.

«ЦВР» оказывает педагогическую поддержку в развитии детского и молодежного движения в районе, внедряя новые социально значимые педагогические технологии.

Образовательный процесс в ЦВР включает широкий спектр направленностей и видов творческой деятельности, что позволяет развить социально ориентированную личность, способную к самореализации.

В своей работе ЦВР контактирует с высшими учебными учреждениями, и на договорных условиях сотрудничает с «ЦРТДиМ НО» и «ЦЭВД НО» по созданию в районе системы организационно-методической помощи учреждениям образования и повышению профессионального мастерства педагогических кадров ОУ.

ЦВР имеет методическую службу, оказывающую всестороннюю помощь педагогическому коллективу «ЦВР», педагогическому сообществу района, заместителям директоров по ВР, старшим вожатым, классным руководителям, социальным педагогам, педагогам-организаторам, лидерам детских общественных объединений и родителям по вопросам дополнительного образования и воспитания детей.

ЦВР публикует свои научно-методические разработки и статьи в специализированных изданиях и СМИ.

Материально-техническая база, дидактическая оснащенность, учебные материалы и пособия позволяют Центру вести образовательную деятельность в полном объеме и реализовывать поставленные цели.

Выявлен творческий потенциал педагогических кадров, опыт и ценность членов коллектива, создана образовательная среда, в которой одни педагоги получают необходимый им передовой педагогический опыт, а другие – возможность его передачи, доказательством чего может стать несколько побед в ПНПО.

Возможности учреждения:

1. Создание на базе Центра внешкольной работы научно-экспериментальной
площадки сотрудничества с НИРО и ВУЗами.

2. Поднятие рейтинга учреждения в районе и области через повышение уровня достижений педагогов и воспитанников.

3. Улучшение материально-технической базы учреждения за счет
расширения сети партнерских связей.

2.2. Предпосылки и ограничения развития учреждения.

Официальный статус учреждения. Официальный статус «центр» вполне удовлетворяет наличным возможностям, изменения в этом плане вряд ли целесообразны. Администрация МБОУ ДОД «ЦВР» ориентирована на расширение деятельности, подтверждающей статус «центр внешкольного дополнительного образования, воспитания и организационно-методической работы в районе». Учреждение в этом статусе уже отмечено наградами, в том числе и на федеральном уровне.

Первой предпосылкойразвития МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» следует назвать сложившийся в городе положительный имидж учреждения как обеспечивающего устойчивый качественный уровень образовательных, организационных и методических услуг,высокая квалификация работников учреждения.

С 2003 года МБОУ ДОД «ЦВР» стало учреждением дополнительного образования высшей категории. Сегодня учреждение прочно занимает устойчивое положение в системе дополнительного образования города. Визитной карточкой Центра является высокий уровень образовательного результата и массовых дел, яркие детские творческие коллективы, положительный опыт организации общегородских праздников, мероприятий, традиций и стабильный творческий педагогический коллектив.

Контингент обучающихся достаточно разнороден: это школьники, посещающие занятия как из г. Балахны, так и из близлежащих п. Большое и п. Малое Козино, п. Алешино, д. Липовки и ряда других малых населенных пунктов района. Он в основном постоянен и сохраняется в течение года на 95-97 %. За последние три года при общей тенденции сокращения количества обучающихся среднего и старшего возраста по объективным демографическим причинам в учреждении количество таких обучающихся сохраняется примерно на одном уровне 25 – 28 %.

Педагогический коллектив характеризуется:

по профессиональному образованию

(% от общего числа педагогов)

Среднее профессиональное

34 %

Не законченное высшее

13 %

Высшее профессиональное

42 %

Педагогический коллектив МБОУ ДОД «ЦВР» способен реализовать дополнительные образовательные программы, заявленные Центром. Данное обстоятельство подтверждается высоким уровнем профессиональной квалификации. Так из 42% педагогов дополнительного образования имеющих высшее профессиональное образование 40 % имеют высшее педагогическое.

В коллективе большую часть работающих составляют работники 35-50 лет, имеющие опыт работы и способные успешно реализовывать поставленные задачи. Коллектив пополняется педагогами – воспитанниками Центра, получившими специальное образование.

За последние годы наблюдается рост профессионального уровня педагогов: многие работники прошли курсы по современным образовательным технологиям, курсы повышения квалификации. Ежегодно аттестация отмечает высокий уровень достижений воспитанников и профессиональный рост педагогов.

Возрастная структура педагогического коллектива

% от общего числа педагогов

До 27 лет

30

От 28 до 35 лет

15

От 36 до 50 лет

40

От 51 до 60 лет

15

Опыт работы в учреждении педагогического коллектива

% от общего числа педагогов

До 2 лет

19

От 3 до 5 лет

15

От 6 до 10 лет

10

Свыше 10 лет

56

Структура педагогического коллектива по уровню профессиональной

квалификационной категории

% от общего числа педагогов

Без категории

25

Вторая категория

15

Первая категория

40

Высшая категория

20

Сложилась система работы по повышению профессионального мастерства педагогов, включающая работу следующих объединений:

– методические советы.

– семинары, практикумы, мастер – классы;

– методические выставки, «круглые столы»;

Создан «банк данных»:

– по направлениям работы учреждения;

– методические, дидактические материалы по направлениям работы;

– информационно-справочная литература;

– материалы из опыта работы педагогов и проведения массовых мероприятий.

Второй предпосылкой развитиямогут быть названы такие обстоятельства как значительный опыт инновационной деятельности педагогов и методическая работа МБОУ ДОД «ЦВР», опыт осмысления собственной деятельности в публикациях, в конкурсах методических разработок, сотрудничество с областными центрами дополнительного образования детей и молодежи Нижегородской области.

В стремлении к инновационной деятельности педагогами за 3 года создано:

– Программ саморазвития – 4 (Федорова О.М., Сидягина Т.В., Грабцова Е.В., Кузнецова И.В.)

– Внедрен ряд новых педагогических технологий (педагогических, социальных и учебных проектов, методическое сопровождение педагогов в разработке и реализации проектов);

– Интегрировано несколько образовательных направлений в исследовательской работе: технического и декоративно – прикладного творчества.

– Организованы педагогические мастерские и мастер классы с целью обмена опытом по итогам обучения в областных очно – заочных школах.

В издательской деятельности подготовлены и опубликованы:

Специализированные издания:

− Опубликовано – 37 материалов в 13 специализированных изданиях

− Презентовано методических материалов в рамках МО, семинаров, конкурсов: регионального уровня – 4, муниципального – 69

в СМИ:

– областных – 3 (Газеты «Школа», «Сюжет»)

– районных – 95 (Газеты «Рабочая Балахна», «Время Волги», «Молодые ветра»)

Осуществлялись презентации методических материалов на трех уровнях:

– внутриучрежденческий: родительские собрания, МО, педагогические советы;

– муниципальный: районное МО, ОУ района; районные профильные смены;

– региональный: курсовая подготовка НИРО, семинары в областных центрах,

профильные смены для подростков и старшеклассников.

Осуществлением методической работы в Центре занимается методическая служба. Целью деятельности методической службы ЦВР является методическое обеспечение педагогической системы учреждения во всех совокупностях внешних и внутренних связей и взаимодействий.

Деятельность службы направлена на развитие сферы дополнительного образования через обеспечение условий для профессионального роста педагогических работников и информационно – методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса в ЦВР.

Внешние функции методической – в оказании конкретной методической помощи по вопросам организации социально значимой деятельности, организации работы по месту жительства, развития детского и молодежного общественного движения, развития декоративно–прикладного, технического и художественно-сценического творчества.

Внутренние функции службы направлены на развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта лучших из них, содействие педагогам в апробации новых технологий обучения и воспитания.

Основными направлениями методической службы Центра являются:

− изучение, формирование и распространение результатив­ного педагогического опыта педагогических работников;

− информационно-методическое обеспечение образователь­ного процесса учреждения;

− создание различных видов информационно – методической продукции, способствующей распространению методических знаний;

− проведение консультативных мероприятий по повышению общепедагогического мастерства педагогических работников ЦВР;

− программно-методическое обеспечение досуговой дея­тельности;

− прогнозирование путей развития, разработка предложений по повышению эффективности деятельности как учреждения в целом, так и его объединений;

− ведение постоянного мониторинга эффективности реали­зации дополнительных образовательных программ.

В учреждении функционируют методические объединения педагогов по направлениям:

– декоративно – прикладное и техническое творчество

– художественно – сценическое творчество

– поддержка детского и молодежного общественного движения

– методическое объединение педагогов – организаторов

– методическое обеспечение работы по месту жительства

– методическое обеспечение работы студий раннего развития дошкольников

Методической службой накоплен богатый методический материал в помощь педагогам:

в информационном обеспечении образовательного процесса, издательской деятельности, обеспечении педагогов материалами, необходимыми в его профессиональной деятельности собран:

Книжный фонд –738 экземпляров
Газетно-журнальный фонд –25 наименований
Банк информационных материалов и методическая продукция:

– Положений о проведении районных мероприятий – 63

– Методических рекомендаций – 5

– Методических разработок – 41

– Социальных и педагогических проектов – 35

– Прикладной продукции:

-сценариев – 113,

-информационных плакатов, инструкций, технологических

карт, раздаточного материала и т.д. – 38,

-тематических подборок – 3

В обеспечении условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагога осуществлялась работа:

над единой методической темой:

– 2008г. «Усовершенствование единой методики оценки качества педагогической деятельности ЦВР»

– 2009г. «Организация работы по изучению и обобщению педагогического опыта в учреждении. Формы распространения передового педагогического опыта»

– 2010г. «Духовно – нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования»

В организации внутриучрежденческого конкурса методических разработок и методической продукции приняли участие:

– 2009г. – 6 чел.

– 2010г. – 10 чел.

Организовано методических объединений, семинаров и совещаний:

– Для педагогического коллектива МОУ ДОД «ЦВР» – 49

– Для педагогов ОУ района – 24

– Тематические выставки- 21

– Смотры и конкурсы – 7

Проведено консультирование педагогов – 40

– На уровне ОУ района – 6

– На уровне ЦВР – 34

Обеспечено методическое сопровождение участников и победителей в ПНП «Образование»:

– Педагоги – 4 чел., из них победили – 3 чел.

– Обучающиеся – 3 чел., из них победили – 3 чел.

Обеспечено методическое сопровождение участников и победителей в конкурсах дополнительных образовательных программ и методических материалов:

– муниципального уровня – 9

– регионального уровня – 6

– федерального уровня –3

Как показывает практика, в системе повышения профессиональной компетентности педагога ведущим компонентом остается сама личность педагога, ее индивидуальные особенности и личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса Центра. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. Следует отметить, что методическая служба усовершенствовала работу в этом направлении:

– сложились и состоялись 2 творческие группы (2007 – 08 уч.г);

– разработано и реализовано 9 проектов педагогов ЦВР (2008 – 09 уч.г.);

– оказана помощь в написании и реализации 12 проектов (2009 – 10 уч.г.)

Мы будем исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения педагогом своих проблем, своей подготовленности и педагогической деятельности.

Выявление творческого потенциала педагога, изучение его опыта и видение его ценности для других членов коллектива, взаимодействие и сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников – это далеко не простая задача, которую следует решать руководителям методических объединений в будущем.

Организационно – методическое обеспечение внеучебной деятельности, таких традиционных форм работы, как проведение акций, фестивалей, праздников, конкурсов, выставок, концертов, интеллектуальных и сюжетно – ролевых игр, может стать способом совершенствовать свои знания, умения, навыки, получать необходимую методическую помощь и представлять свои работы на зональных и областных конкурсах.

Очень важно, что педагогический мониторинг показал, что методическая работа в Центре эффективна, организована как целостная система, а педагоги удовлетворены своей работой, заинтересованы в совершенствовании своего мастерства.

Третья предпосылка развития – эксклюзивность ряда образовательных услуг в городе и на территории района.

Социально значимая активность детей и молодежи, которая с 1995 г. является одним из ведущих направлений образовательной деятельности учреждения выявила, что

развитие молодежного добровольчества стало одной из форм социального служения. Налицо высокие результаты этой работы:

– Победа в областном конкурсе методических разработок (2007г.).

– Призовое место в областном конкурсе на лучшую организацию работы по

профилактике асоциального поведения в образовательном учреждении (2010г.)

Организация в ЦВР системы работы детско-юношеских клубов привело к позитивным достижениям: ребята стали

– Призерами регионального этапа XI Международного фестиваля «Детство без границ» (2008 г.);

– Победителями в региональном этапе VIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» (2009 г.)

– Победителями в областном конкурсе по организации работы с молодежью по месту жительства (2008 г.)

Эффективно ведется работа военно-патриотического клуба «Сокол»:

– Победа в областном конкурсе «Наставник года – 2010»

– Призер зонального конкурса ВПК (2009 г.)

Техническое и декоративно-прикладное творчество: кружки авиа-, радио- и судомодельные по контингенту невелики и составляют чуть больше 5 % от общего числа обучающихся, но в области мало где развивается это направление творчества. В нашем учреждении имеется определенная материальная база для реализации таких дополнительных образовательных программ. Выпускники этих объединений поступают в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Из года в год несколько ребят продолжают обучение в учебных заведениях данного профиля:

Заволжский автомобильный моторный техникум (выпускникидто «Радио», «Авиатор» Вологдин Алексей,Разгулин Иван),
Балахнинский политехнический колледж (дто «Радио»),
Нижегородский колледж технологии и дизайна одежды (Рабкова Татьяна, Лущик Дарья – дто «Золушка»)

Декоративно – прикладное творчество в МОУ ДОД «ЦВР» развивается очень успешно. Среди самых значимых наград 2007 – 2008 г.г.

Диплом 1 степени межрегионального фестиваля – конкурса детских театров моды и студий костюма «Ларец с секретом»
2 место в III областном конкурсе детских театров моды «Карнавал для золушки»
1 место в областном конкурсе «Вышитые картины»;
Диплом 3 степени в областном конкурсе «Сувенир».

2008 – 2009 г.г.

1 место на областном конкурсе «Вышитые картины»
3 место на областном конкурсе «Вышитые картины»
2 и 3 место в областном смотре – конкурсе учреждений дополнительного образования детей на лучшую постановку работы по развитию технического, декоративно – прикладного творчества
Лущик Дарья – получатель гранда президентской премии в рамках реализации приоритетного национального проекта в части, касающейся поддержки талантливой молодёжи.
Локушина Ирина диплом за 2 место в региональном этапе ХI Международного фестиваля «детство без границ», номинация «Забытые ремесла»

2009 – 2010 г.г.

дипломы 3 степени областного конкурса «Творчество: традиции и современность», номинация «Изготовление куклы», номинация «Лоскутное шитье»
диплом от ГОУ ДОД «Детский санаторно-оздоровительный образовательный центр «Лазурный».
диплом за 1 место в международном этапе ХI Международного фестиваля «Детство без границ», номинация «Забытые ремесла».
диплом 1 степени в Межрегиональном конкурсе детских студий костюма и театров моды «Времён связующая нить»
диплом 3 степени в номинации «Я – фотомодель» в Межрегиональном конкурсе детских студий костюма и театров моды «Времён связующая нить»
диплом 3 степени областного конкурса «Творчество: традиции и современность»
диплом 3 степени в Межрегиональном конкурсе детских студий костюма и театров моды «Времён связующая нить»
2 вторых места Областного конкурса «Творчество: традиции и современность» в номинации «Изготовление костюма», в н6оминации «Изготовление куклы»

Художественно-сценическое творчество представлено рядом творческих объединений различного вида. Содержание учебной деятельности в них включает два взаимодополняющих компонента – теоретическую и практическую подготовку детей в таких сферах обучения как: вокал, хореография, художественное чтение, православный театр. Теоретическая подготовка является важной составляющей развития детей в данных видах творчества. Именно в процессе изучения теории этих «предметов» обучающиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем на продуктивный (творческий) уровень.

Самые значимые наградыв данном направлении: в клубном объединении «Арт-шоу» – Диплом за 3 место в IXМеждународном фестивале «Детство без границ»

Награды педагогов отдела:

§диплом за творческий вклад в дело воспитаниядетей и молодёжи в рамках IX Международного фестиваля «Детство без границ»,2007.
§благодарственное письмо за творческую инициативу и качественную подготовку конкурсных моделей в рамках XIX Международного конкурса портных-любителей и профессионалов «Серебряная нить»,2010.

Несколько обучающиеся продолжают профессиональное образование в соответствии с профилем объединений: Нижегородское театральное училище, Борское культурно-просветительное училище, Нижегородский педагогический институт,

Отдел художественно – сценического творчества среди прочего ставит своей задачей также развитие данного направления в масштабе района, проводит такие традиционные районные конкурсы, как:

§Районный танцевальный фитнес марафон «Танцуй, и ты – совершенство!»
§Районный конкурс «Пасха Красная»
§Духовно – нравственный фестиваль детского творчества «Дорогою добра».
§Районный конкурс «Алтарь Отечества»

Однако, предстоит решить такие задачи, как:

§Развитие вокального творчества, привлечение воспитанников к активному участию в конкурсах районного и областного уровня
§Организация общения педагогов хореографов с руководителями известных в области студий с целью обмена опытом и для повышения методической грамотности.
§Поддержка и дальнейшее развитие православного театра в театрализациях сказок, библейских сюжетов, приуроченных к главным православным праздникам.

Работа по месту жительства в ЦВР ведется в трех структурных отделений ЦВР. Клубы «Олимп», «Резонанс» и «Альтернатива».

Клубы работают на создание условий для реализации прав детей и подростков на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально-значимых проблем населения, с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, по месту жительства, развития профессиональных и организаторских способностей.

В достижениях – успешное развитие добровольческой деятельности среди населения: с ветеранами ВОВ, пожилыми людьми, детьми с ограниченными возможностями в детских и реабилитационных центрах и домах, совете ветеранов; организация мероприятий в рамках реализации областного проекта «Дворовая практика»; развитие самоуправления в клубе; профилактическая работа по ЗОЖ; организация семейных клубов «Мы вместе» («Олимп»), «ЛикБез» («Альтернатива) .

Получены и заметные награды: «Олимп»

– диплом за Iместо в районном антинаркотическом конкурсе «Я выбираю жизнь!» 2009г.;

– грамота за Iместо в районном конкурсе «Рождественские звездочки» 2010г.;

– грамота за IIместо в районном конкурсе «Рождественские звездочки» 2010г.

«Альтернатива»:

– Диплом 1-й степени регионального этапа IХ Всероссийской акции «Я – гражданин России» за социальный проект «Я рядом»

– Диплом 3-й степени регионального этапа IХ Всероссийской акции «Я – гражданин России» за социальный проект «Наши олимпийские игры»

– Диплом за победу в областном смотре-конкурсе «Лучший лагерь в Нижегородской области» (проект «Юный пожарный»)

– 1-е место в военизированной эстафете в рамках межрегионального фестиваля «Клубная галактика» (г. Киров)

– 1-е место в личном зачете в межрайонном фестивале «HIP-HOPSIAM».

Обучающиеся клубов продолжают профессиональное образование, в соответствии с выбранной сферой деятельности в ЦВР: 8 человек обучаются в учебных заведениях Нижнего Новгорода (педагогическое училище, коммерческий педагогический колледж, педагогический университет, педагогический колледж, педагогический техникум). Обучаются в НКШИ им. Маргелова В.С.- 2 человека

В дворовом социуме проводятся совместные праздники, посещается ФОК семейными командами, празднуются именины, проводятся соревнования.

Сложились практические формы взаимодействия клубов с семьей: оказывается грамотная квалифицированной помощь в решении проблем и вопросов развития личности: методистом, психологом, педагогом — организатором, гинекологом и другими специалистами.

Особое внимание уделяется проблемам трудных детей. Педагоги проводят индивидуальную работу: беседы, дают советы, пожелания, подбирают интересный материал для дискуссий. Дети из группы риска вовлекаются в культурно-досуговую и социально-значимую деятельность. В организации и проведении различных клубных мероприятий педагогам всегда помогают активы клубов.

В клубах ребята принимают участие и в районных мероприятиях: «Дети-детям», «Лучший вожатый лагеря», «День города», областной конкурс «Дворовая практика», Международном православном фестивале, Международном конкурсе «Детство без границ».

Перспективные направления развития данной деятельности:

Разновозрастная общественно – полезная деятельность: добровольческая помощь;
Организация свободного и каникулярного отдыха детей и подростков
Организация работы с детьми и подростками по месту жительства
разновозрастные «дворовые игры».
Получение детьми и подростками знаний, умений и навыков работы по месту жительства;

Пятая предпосылка развития – востребованность деятельности «ЦВР» в районе: концерты, социальные проекты, досуговые мероприятия, демонстрация образовательного результата.

В качестве шестой предпосылки развитияможно рассматриватьматериальную базу МБОУ ДОД «ЦВР».В учреждении для организации образовательного процесса имеется: здания и помещения приспособленные для занятий с детьми, мебель и оборудование.

Седьмая предпосылка развития учреждения – убеждённость администрации Центра в необходимости преобразований в деятельности учреждения, разработки перспектив развития, способность администрации привлекать специалистов извне для получения качественных результатов.

За более чем 15-летнюю работу Центра сложилась система социального партнерства, позволяющая успешно решать поставленные задачи, оказывать взаимную методическую поддержку, вести совместную деятельность с организациями Балахнинского района:

Администрацией Балахнинского района
ОУ района: школы, учреждения дополнительного образования
ГОУ «Детский дом НиГРЭС»
МОУ «Межшкольный учебный комбинат»

МУК «Балахнинский музейный историко – художественный комплекс»
МУК ГКСК
МУК «Инновационно – методическое объединение» муниципального образования «Балахнинский район»
МУК ГКК «Дом Москвы»

МУ «Редакция газеты «Рабочая Балахна»
МУК «Детская библиотека им. Минина»
МСКОУ «Специальная коррекционная школа- интернат 6 и 8 вида

Телевизионная компания г. Балахны.
Комплексный центр социального обслуживания населения Балахнинского района «Вдохновение»

С учреждениями области:

МОУ ДОД ЦВР «Радуга», г. Городец
ГОУ ДОД «ЦРТДиЮ НО»
ГОУ ДОД «ЦЭВД»

Будет продолжено сотрудничество с бюджетными учреждениями, организациями и предприятиями: образовательными учреждениями (дошкольными образовательными учреждениями, школами, учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования), учреждениями культуры (музеями, библиотеками), учреждениями социальной защиты населения (реабилитационный детский центр).

С негосударственными и коммерческими организациями Центр проводит совместные мероприятия: соревнования, праздники, походы, выставки.

Одна из важнейших задач Центра – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка.

В Центре сложилась система работы с родителями:

проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы детей и родителей, рассматриваются педагогические ситуации и пути их решения;
проводятся совместные мероприятия, такие, как мастер-классы, экскурсии, праздники Масленицы, новогодние мероприятия;
проводится анкетирование родителей.

В 2011-2012г. планируется разработать комплексную программу «Семья», совершенствуя работу семейного клуба детских объединений для дошкольников.

Первое ограничение развития учреждения видится нам в некоторой диспропорции программ по разным направлениям работы центра. Так, наиболее обширным является художественно-сценическое и художественно-прикладное направления (8 и 10 программ соответственно), тогда как физкультурно-спортивное, техническое и военно-патриотическое направления включают по 3 программы. В то же время периодически возникают трудности с презентацией достижений деятельности ряда объединений (скажем, художественно-сценического направления), участия детей в танцевальных конкурсных программах.

Второе ограничение развития учреждения можно связать с тем, что центр не может удовлетворить все образовательные потребности детей и их родителей в районе. Здесь существует ряд объективных причин: отсутствие достойной спортивно-тренировочной базы, недостаточное материально-техническое обеспечение привлекающее старшеклассников, отсутствие высококвалифицированных специалистов по танцам, эстрадному пению. Поэтому, мы можем предположить, что дети, живущие в районе, могут уйти в городские школы искусств, студии бальных танцев других учреждениях города.

Имеются сложности и с функционирующими помещениями. Ни разу не ремонтировались капитально крыши наших зданий. Выборочный ремонт помещений проводился несколько лет назад. В результате выпадения осадков происходит протекание воды внутрь зданий, происходит осыпание штукатурки и побелки с потолка и стен.

Третье ограничение развития учреждения видится в объективных партнерских отношениях с общеобразовательными школами. Сотрудничество с некоторыми из них осуществляется эпизодически, локально.

Четвертое ограничение развития учреждения может быть связано с муниципалитетом, взаимодействие с которым может ограничиваться лишь возложением обязанностей по проведению районных и городских массовых мероприятий. На их организацию часто требуется привлечение большой массы педагогов ЦВР, с отменой занятий (для проведения репетиций и праздников, доставку сценической аппаратуры, пошив костюмов для ведущих и т.д.) И как следствие, в отношениях со спонсорами практически все привлеченные средства тратятся на проведение таких конкурсов или праздников в районе, а не на развитие материальной базы детских объединений ЦВР.

Пятое ограничение развития учреждения – необходимость привлечения дополнительно высококвалифицированных педагогов в штат учреждения по ряду предметов (такие как: танцы, вокал), специалистов по соответствующему профилю для развития образовательных направлений, уменьшение числа сотрудников-совместителей.

Раздел III. Концепция развития мБОУ ДОД

«ЦЕНТР внешкольной работы»

3.1.Нормативные основания концепции развития.

Как муниципальное учреждение «ЦВР» реализует районную политику в сфере образования и ориентируется на то, что «роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития…»

Роль учреждения дополнительного образования детей в свете нормативных документов состоит в развитии «склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи»

Государственный заказ на дополнительное образование предусматривает:

– «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»

– «создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей» (Из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации).

Закон об образовании РФ провозглашает такие принципы государственной политики в области образования:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

– светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– свобода и плюрализм в образовании;

– демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений;

– расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования);

– оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей.

Федеральными нормативными документами образовательным учреждениям рекомендуется:

– расширять практику дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;

– отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях – не только общеобразовательных, но и заочных, очно – заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.;

– расширить спектр услуг дополнительного образования в условиях снижения недельной нагрузки учебного плана;

– обеспечить индивидуализацию занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ, финансировать как из бюджетных средств муниципалитетов, так и из иных источников;

– обеспечить доступность дополнительных образовательных услуг (программы повышенного уровня) для малообеспеченных учащихся при введении адресных целевых выплат.

В качестве критериев эффективности реализации дополнительных образовательных программ в контексте приоритетного национального проекта «Образование» могут рассматриваться:

– высокое качество результатов обучения и воспитания,

– эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе,

– обеспечение доступности качественного образования,

– продуктивность реализации программы развития учреждения,

– сочетание принципов единоначалия с демократичностью уклада учреждения,

– обеспечение условий безопасности, отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся,

– позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению,

– участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах.

3.2. Теоретические основы программирования развития.

Теоретической основой программы развития МБОУ ДОД «ЦВР» является концепция социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей (А.В. Мудрик, Б.В. Куприянов, О.В. Миновская). Основные положения могут быть сформулированы следующим образом.

Назначение учреждения дополнительного образования детей:

– исполнение заказа, как индивидуально человека, так и социальных групп; удовлетворение потребностей школьника, связанных как с долговременными существенными планами, так и незначимыми, ситуативными, эпизодическими, эмоциональными причинами; формирование как профессиональных, так и досуговых предпочтений; передача полномочий в регламентации социального воспитания (по содержанию и организации) от общества непосредственно воспитательной организацией и воспитаннику (его родителям) по договоренности;

– дополнение социализированности воспитанника до целого путем: прибавления, присоединения, добавления, ликвидации недостатков, оптимизации, уточнения, детализации, интеграции частей в целое;

– содействие становлению субъектности школьника, осуществляя качественные и количественные приращения, позволяющие воспитаннику обрести целостность (завершенность) за счет уникальности, высокого качества, интенсивности действия;

– создание для школьника резервов выживаемости в случае неблагоприятных обстоятельств (наделяя резервным опытом и образованием);

– существование наряду с основным школьным воспитанием.

Деятельность учреждения должна обладать рядом особенностей:

– добровольность, требующая обеспечить мотивацию включения в жизнедеятельность учреждения дополнительного образования;

– параллельность социального воспитания в учреждении дополнительного образования со школьным социальным воспитанием;

– предоставление права выбора школьнику в условиях профилизированности и профессионализированности социального воспитания;

– преобладание латентной регуляции поведения школьника, предоставление права регламентации участия в жизнедеятельности воспитательной организации самому обучающемуся;

– многообразие организационной структуры и содержания социального воспитания в данном виде воспитательных организаций;

– педагог дополнительного образования выступает, прежде всего, как специалист в какой-либо сфере жизнедеятельности, автор уникальной программы социального воспитания школьников, которая призвана обеспечить самореализацию как педагога, так и школьника.

Учреждение должно реализовывать следующие функции:

– включение детей в жизнедеятельность детского объединения;

– организация их социального опыта, образование, индивидуальная пед. помощь;

– развитие и духовно-ценностная ориентация школьника.

Специфические черты «ЦВР» как разновидности учреждения дополнительного образования детей определяются следующими положениями:

Центр понимается как цельность и целостность; источник и стержень, точка, вокруг которой все вращается и точка, содержащая совокупность всех возможностей; ось, объединяющая как вертикально, так и горизонтально. Центр – точка, где производится пространство, из которой происходит движение и возникают формы, притягивающая множественность к центру, гармонии, знанию и просветлению.

РАЗВИТИЕ – направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры, происходит переход из состояния «настоящее» в состояние «будущее».

Дополнительное образование детей – разновидность образования; дополняет школьное образование в соответствии с желаниями и возможностями ребёнка и его родителей и осуществляется в учреждениях дополнительного образования. Дополнительное образование детей направлено на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей в подготовке подрастающего поколения к участию в будущей производственной деятельности и культурной жизни общества, в социальном плане обеспечивает горизонтальную социальную мобильность. Специфическими особенностями дополнительного образования детей являются социально-профессиональная дифференциация развития и духовно-ценностной ориентации воспитанников, содействие воспитаннику в социальном самоопределении, конструировании варианта собственной жизни.

3.3. Модель МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Цель развития учреждения: модернизация деятельности учреждения для создания ресурсного потенциала перехода в принципиально иной режим существования и новый статус.

Результат реализации программы развития может быть представлен в виде модели, состоящей из четырех модулей. Данная модельпредставляется как педагогически организованная воспитательно-образовательная среда жизнедеятельности учреждения, заключенная в рамки учебного процесса (обучение), с чередой ярких, запоминающихся событий, «включающих» детей в творческую и социально значимую деятельность (воспитание).

В соответствии с данной моделью это организация таких сфер жизнедеятельности детей, как:

обучениеи воспитание
творчество
социальная активность
отдых и досуг

Обучение в ЦВР вариативно и индивидуализированно, оно предполагает, что педагог ставит обучающегося не в позицию объекта, а в позицию полноправного субъекта учения, а групповая работа в объединении сочетается с индивидуальной. В условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе обеспечивается вариативность содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды в целом.

Основу вариативности обучения в ЦВР составляет ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей обучающихся, учет их интересов.

В основу процесса обучения в «ЦВР» закладывается представление об индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. Такой подход осуществляется через организацию учебного материала, доступного любому ученику.

В практике учреждения существует реальность комплектования групп с весьма разнородным составом обучающихся по способностям, интересам, склонностям. Их совместное развитие по единой программе возможно, если предусмотреть наличие уровней сложности (для детей с повышенной мотивацией к обучению). Вариативность обучения в данном случае предполагает выделение базового уровня в программе обучения и повышенного уровня обучения, для творчески продвинутых детей.

Индивидуализация достигается за счет дифференцированных заданий, индивидуального подхода к каждому обучающемуся, организацией в группе воспитательно-образовательной среды, предметно и социально жестко не ориентированной, но преследующей задачу разностороннего развития каждого ребенка через систему тем по выбору.

Воспитание, сопровождающее процесс обучения – это воспитательная работа руководителя детского объединения, выстраиваемая в соответствии с концепцией воспитания в ЦВР и своей собственной. Она является неотъемлемой частью программы педагога.

творчество

Организуется как сфера деятельности детей, которая призвана стимулировать интерес к творческой работе, к участию в выставках, концертах, а также поддерживать положительный имидж ЦВР.

Целевые установки:

– создание условий для развития детского творчества средствами дополнительного образования;

– использование возможностей дополнительного образования и молодежи в формировании гражданского самосознания;

– воспитание детей в духе народных традиций и культуры;

– формирование познавательного интереса, личное и профессиональное самоопределение обучающихся, адаптация к жизни в динамичном обществе;

Задачи:

– стимулировать интерес обучающихся в ЦВР к занятиям творчеством,

– отметить успехи школьников района в сфере творчества,

– создать ситуацию успеха для талантливых личностей,

– создать условия для развития у обучающихся творческих способностей.

Критерии успешности: высокие личные и групповые достижения.

социальная активность

Весьма важная сфера жизнедеятельности детей. Как проектная линия деятельности субъектов образовательного процесса она призвана стимулировать детей и подростков, которые ведут за собой, выступают в роли лидеров, организаторов, инициаторов различных акций, мероприятий, полезных дел в ЦВР. Здесь смогут проявить себя и обучающиеся в ЦВР и школьники района, все кто обладает или желает развить в себе, умение планировать и организовывать деятельность, умение творчески и неординарно мыслить и заражать своей идеей окружающих людей.

Целевые установки:

– создание условий для формирования личности подростка, готовой к позитивным социальным действиям;

– формирование гражданского и патриотического сознания детей и молодежи;

– совершенствование технологии социального проектирования;

– развитие волонтерского движения и профилактика асоциального поведения.

Задачи:реализация лидерского потенциала школьника, формирование и развитие организаторских компетенций, стимулирование социальной активности, создание креативных решений в организации мероприятий.

Критерии оценки: слаженность проведения, уровень организации (учёт всех мелочей), личная инициатива в проведении какого-либо мероприятия, креативность при выборе формы и способа реализации своей идеи, положительные эмоции участников после проведения.

отдых и досуг

Организация внеучебной деятельности, которая служит предоставлению возможностей для самореализации, снятия противоречий, связанных с разным уровнем творческих успехов.

Целевые установки:

– обеспечение дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального развития детей и молодежи;

– удовлетворение творческих и образовательных потребностей детей в свободное время;

– создание условий для отдыха и содержательного досуга детей и молодежи через привлечение их к различным видам творчества, развитие инициативы и самостоятельности;

– привлечение родителей к совместному досугу.

Функции руководителей кружков:

– включение школьников в различные виды деятельности, предусмотренные программой (обеспечение привлекательности предлагаемой деятельности, содействие пробному включению, эмоциональная поддержка «первых шагов», помощь в самоопределении по отношению к вариантам участия в программе);

– организация социального опыта обучающихся, оказание индивидуальной педагогической помощи при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами (включение в процесс, освоение различных видов деятельности);

– содействие в построении индивидуальных жизненных перспектив.

-наполнение жизненного пространства своих воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;

– определение и планирование воспитательной работы с учетом интересов и способностей обучающихся.

Механизм реализации данной модели заключаются в следующем:

В рамках определенного блока предлагается ряд дел и событий, где ребенок может себя проявить и реализовать. В конце года на церемонии «Веснушки» для эмоциональной точки проводится церемония награждения – присуждение грамот и дипломов выдающимся личностям за отличие в какой – либо сфере деятельности. Смыслом присуждения наград является выражение признания всеми участниками программы поступков и достижений конкретного человека. Для системы воспитательно-образовательной деятельности ЦВР это означает интеграцию разрозненных элементов деятельности творческих объединений, реализующих дополнительные образовательные программы с воспитательной работой ЦВР.

Раздел IV. Реализация программы развития

4.1. Реализация программы развития «ЦВР» видится противоречивым и длительным процессом, в результате которого произойдут позитивные изменения во всех сферах жизни учреждения: кадры, содержание деятельности, характер взаимодействия с окружающим социумом. Особенностью дополнительного образования является его непрерывный процесс, который не имеет фиксированных сроков завершения и переходит из одной стадии в другую. Однако, условно реализацию «Программы развития» предполагается заключить в такие этапы:

2011 – 2012 – подготовительный – создание условий для оформления основных идей программы развития, осмысление противоречий и предпосылок развития МБОУ ДОД «ЦВР»,
2012- 2013 – запуск концепции – непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствие с характеристиками концепции,
2013- 2014 – реализация модели, преодоление несоответствий организационной культуры МБОУ ДОД «ЦВР» и реформирование компонентов, отклоняющихся от норм, заданных программой развития,
2014 – 2015 – аналитико-коррекционный – анализ статуса МБОУ ДОД «ЦВР» в районе и городе, культуры и структуры функционирования, самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию.

4.2. Механизмы развития учреждения.

Ключевой механизм развития МБОУ ДОД «ЦВР» – уточнение вариантов желаемого будущего, разработка комплекса программ (подпрограмм):

1. Программа развития методической службы МБОУ ДОД «ЦВР» – планирование и осуществление комплекса методических разработок, их публикация, планирование и проведение семинаров, круглых столов для педагогов учреждений района;

2. Программа «Техническое и декоративно прикладное творчество» – кадровое и материальное обеспечение деятельности детских объединений соответствующего профиля;

3. Программа «Художественно-сценическое творчество» – концепция развития детских объединений указанного профиля;

4. Программа «Раннее творческое развитие дошкольников «Зонтик» – концепция развития детских объединений указанного профиля;

5. Программа «Организационно-массовая деятельность» – концепция участия в городских мероприятиях;

6. Программа «Социально значимой деятельности» – кадровое и материальное обеспечение деятельности детских общественных объединений соответствующего профиля;

7. Программа «Работа по месту жительства» – кадровое и материальное обеспечение деятельности соответствующего профиля;

Важным механизмом является формирование семи групп инноваторов (по числу программ, осуществляющих перевод учреждения в режим развития), способных разделить ответственность за последствия реализации программы развития учреждения. Необходимым представляется планирование деятельности групп инноваторов, определение их ответственности и форм представления результатов разработок.

Направление работы

Содержание деятельности на каждом этапе

Подготовительный этап

Этап запуска концепции

Этап реализации модели

Аналитико-коррекционный этап

1. Образование и

воспитание

1.1. Работа детских объединений по модели

анализ имеющегося комплекса детских объединений, студий, мастерских, определение возможности внедрения новых направлений

изменение содержания имеющихся программ работы кружков и студий, при необходимости разработка новых программ

внедрение модернизированных и новых программ в образовательный процесс

функционирование программ, оценка степени достаточности и востребованности имеющегося комплекса, внесение изменений

1.2. Создание цикла мероприятий воспитательного характера внутри учреждения

определение возможностей и вариантов организации мероприятий духовно-нравственного характера внутри учреждения

организация мероприятий разной направленности, разработка цикла мероприятий в рамках программы и плана воспитательной работы учреждения

реализация цикла запланированных мероприятий

оценка целесообразности цикла мероприятий, корректировка программы

1.3. Организация открытых форм проводимых мероприятий для неорганизованной молодежи района

поиск оригинальных и целесообразных форм мероприятий, оценка имеющихся ресурсов (материально-технических, кадровых, методических)

организация «пробных» мероприятий разной направленности, отбор целесообразных форм

разработка подпрограммы по организации открытых форм проводимых мероприятий для неорганизованной молодежи района, реализация подпрограммы

оценка целесообразности мероприятий, корректировка и реализация подпрограммы

1.4. Организация клуба для молодой семьи в СО «Волжский рейд» и Советская,8

диагностика актуальных проблем и потребностей молодых семей района, решению которых может способствовать «ЦВР»

проектирование направлений работы клубов, организация работы по привлечению молодых семей в учреждение, содержательная презентация программы

разработка программ работы клубов, организация и функционирование клубов

диагностика и анализ результатов реализации программы, оценка ее перспектив; совершенствование программы, поиск и привлечение партнеров в реализации программы

2. Работа

по месту

жительства

Создание полного цикла мероприятий в микрорайонах: ул. Олимпийской, Волжский рейд, Горького 33.

анализ имеющегося опыта организации праздников для ребят и жителей микрорайонов

опробование «новых» для учреждения праздников для ребят и жителей микрорайонов

разработка подпрограммы праздников для жителей микрорайонов, реализация подпрограммы

оценка целесообразности подпрограммы, корректировка и дальнейшая реализация

Организация цикла мероприятий и акций для разных категорий жителей микрорайонов

поиск оригинальных и целесообразных форм мероприятий для разных категорий жителей микрорайонов, оценка имеющихся ресурсов для реализации направления

отбор памятных дат и праздников, «пробная» организация соответствующих мероприятий для разных категорий жителей микрорайонов, оценка их целесообразности

разработка подпрограммы мероприятий и акций для разных категорий жителей микрорайонов, ее реализация

оценка целесообразности подпрограммы, ее корректировка и дальнейшая реализация

Привлечение к осуществлению образовательного процесса и организации досуговой деятельности детских объединений педагогов-организаторов

оценка возможностей и необходимости привлечения педагогов- организаторов к работе с детскими объединениями, кружками, студиями

включение педагогов- организаторов в деятельность педагогического коллектива по реализации программы духовно-нравственного воспитания детей района и «ЦВР»

оценка целесообразности привлечения педагогов- организаторов к работе учреждения, разработка предпочтительной схемы взаимодействия, ее реализация

оценка эффективности опробованной схемы взаимодействия, определение актуальности и перспектив продолжения работы в данном направлении

Совершенствование функционирования Попечительского совета учреждения

определение сферы ответственности, актуальных направлений работы Попечительского Совета

подготовка нормативных документов по работе Попечительского совета, его создание, запуск работы

реализация Попечительским советом своих функций

анализ результатов работы Попечительского совета, определение актуальных задач и планов работы совета

Развитие взаимодействия с другими субъектами района

анализ существующих взаимосвязей учреждения с другими субъектами района, определение проблем и перспектив взаимодействия

разработка предпочтительной схемы взаимодействия с субъектами района, определение ответственного представительского лица от учреждения, создание соответствующих договоренностей

реализация созданных договоренностей в ходе организации совместных программ, мероприятий, акций

анализ практики совместной деятельности в предыдущем году, определение перспектив дальнейшей совместной работы и корректировка «слабых» точек взаимодействия, эффективное взаимодействие

3. Методическая

служба в

учреждении

3.1. Организация ряда районных конкурсов по различным направления деятельности ЦВР

определение возможных вариантов конкурсов по направлениям

«пробное» проведение разработанных конкурсов, отбор наиболее целесообразных конкурсов

разработка программы районных конкурсов, реализуемых учреждением, стабильная реализация программы, представление программы и ее результатов в публикациях

оценка статуса и имиджа учреждения в городе как результата реализации программы районных конкурсов

3.2. Организация методической работы в учреждении

анализ состояния методической работы в учреждении, определение имеющихся ресурсов для реализации проекта

определение возможных тем методической работы в рамках заявленной проблемы; разработка организационной структуры методической службы

планирование и осуществление комплекса методических разработок, их публикация, планирование и проведение семинаров, круглых столов для педагогов учреждений района

оценка результатов методической работы, определение необходимости продолжения или смены проблематики методической работы и разработка соответствующего проекта

Механизмами, обеспечивающими реализацию программы развития МБОУ ДОД «ЦВР» являются:

– Механизм реализации программ отделов, методической службы, воспитательной работы (подпрограмм) и предполагает уточнение вариантов желаемого будущего, разработку схем его достижения, их внедрение, оценку и презентацию результата;

– Административно-методическое сопровождение программы, которое подразумевает организацию административного и методического обеспечения каждой из подпрограмм на всех этапах их реализации, инициирование администрацией и методической службой деятельности по совершенствованию и развитию направлений работы;

– Общественная и административная экспертиза, которая содействует повышению качества образовательных услуг учреждения и развитию позитивного имиджа учреждения в районе и городе, стимулирует его развитие по запланированным направлениям;

– Повышение квалификации и обучение кадров, что является важным условием успешной реализации запланированных изменений, содействует оптимистичному настрою педагогического коллектива;

– Популяризация результатов деятельности, которая позволяет наиболее выпукло представить результативность деятельности педагогического коллектива по развитию учреждения, содействует оптимистичному настрою педагогического коллектива, развитию позитивного имиджа учреждения в районе и городе.

4.3. Мониторинг реализации программы развития

«Современный словарь иностранных слов» дает следующее определение этому понятию: «мониторинг» (англ.) – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным представлениям. А.Н. Майоров определяет педагогический мониторинг как систему сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. Данное определение позволяет нам выделить алгоритм мониторинга, а именно: а) сбор данных, б) обработка полученных результатов, в) распространение информации о проведенном исследовании участникам образовательного процесса и заинтересованным лицам.

Мониторинг реализации программы развития МБОУ ДОД «ЦВР» осуществляется в соответствии с определенными выше этапами работы по каждому направлению, по­зволяет выявлять уровень профессиональной компетенции педагогов, достижения и проблемы педагогической деятельности; определить, имеют ли результаты устойчивый, закономерный характер, создавать обстановку заинтересованности всех пе­дагогов в результативности своей профессиональ­ной деятельности; переводить учреждение в режим развития инновационной деятельности.

Балловая оценкамониторингаотражает уровень профес­сиональной компетентности педагогов и является основанием для распределения стимулирующей части ФОТ учреждения.

Цели мониторинга:

– получение возможности детализированного анализа профессиональных успехов педагогов по ряду критериев в определенный момент, на опре­деленной стадии;

– мотивация педагогов к достижению качествен­ных результатов в образовательном процессе и ин­новационной деятельности, стимулирование про­фессионального роста, развитие творческой инициативы педагогов, формирование рейтинговой культуры педагогического коллектива;

– эффективное управление ростом профессионального мастерства, координация управленческой деятельности по повышению результативности труда педагогов МОУ ДОД « ЦВР», оценка и прогнозирование тенденций развития учреждения.

Принципы мониторинга:диагностико-прогностическая направлен­ность, целостность.

Функции мониторинга:информационная, сти­мулирующая, формирующая, коррекционная, конт­рольно-оценочная.

Участники мониторинга: педагоги дополнительного образования, зав. отделами.

Сроки проведения: 2 раза в год, в конце каждого полугодия.

Параметры измерения достижений- в уровнях (оценка в баллах):

– высокий (2 балла);

– оптимальный (1,5 б);

– достаточный (1 б);

– недостаточный (0 б).

Диагностируемые направления:

1.Образовательный (учебный и воспитательный) процесс.
2.Методическая работа педагога дополнитель­ного образования детей.

3. Трудовая и исполнительская дисциплина педагогического работника.Программа развития ЦВР